ninaakilova
1/8
Томск, один из многих, носит почетное звание "Город трудовой доблести". Ковать победу в тылу, не меньший подвиг, чем защищать родину на передовой с оружием в руках. И жители города это доказали. Томичи немедленно отреагировали на новость о начале Великой Отечественной войны: в тот же день, 22 июня 1941 года, несмотря на выходной, город начал оперативно мобилизовываться. Люди не опустили руки из-за нападения фашистов и сами предложили увеличить продолжительность рабочего дня, а вместе с ней и производительность труда. А свой отсчет официальная "большая" томская промышленность ведет именно с 1941 года. С началом войны в Томск были эвакуированы в общей сложности 39 предприятий разного профиля. Среди них были знаменитые предприятия - "Красный богатырь", "Москабель", Московский электроламповый завод и многие другие - из Москвы, Ленинграда, Гомеля, Конотопа, Харькова, Ярославля и других городов СССР. "Местных" на тот момент в городе было 56, но все они были небольшими. Принимая все эти заводы, город мгновенно оказался перед одной большой проблемой - как разместить станки и оборудование в малоэтажном провинциальном городке. К началу войны 96% домов в городе были деревянными. Вымощены были лишь центральные улицы, требовалось строить третью нитку водопровода и дополнительные водонасосные станции, канализации и городского транспорта не было. Под заводы передавали все помещения, которые хотя бы минимально подходили: корпуса высших учебных заведений — университета, политехнического, педагогического и транспортного институтов; Красные Казармы, Дом Науки, здание городской больницы, конюшни, здание Богоявленского собора, ну и, конечно же, уже действующих предприятий вроде спичфабрики. Новые и расширяющиеся промышленные предприятия, часть которых расположена далеко от железнодорожной линии, требовали перевозки значительного количества топлива, строительных материалов, сырья, готовой продукции. А городской транспорт, насчитывал 50 грузовых машин и 1500 лошадей. В результате, по городским улицам были проложены железнодорожные ветки общей протяженностью 24 километра. Колею осенью 1941 года строили томские студенты - главным образом, девушки - молодые люди уходили на фронт. Рельсы связали с основной колеей большинство промышленных предприятий и электростанцию. Одна из таких веток позднее послужила основой для томского трамвая. После запуска предприятий, в Томске делали миноискатели, телефонную гарнитуру для танков, мины 37 мм, минометы (М-8), прицелы (П-1, П-8,КВМ), тару для консервов и боеприпасов, шпон для аккумуляторов, танковые стартеры, двигатели для танков, самолетов и подводных лодок, шпалы, манометры, глубиномеры, тахометры, запалы (Ф-1, РГД-41), амортизаторы, противогазы, перчатки, танковые шины, подшипники для танков и авиации, детали для М-8, бинокли 6х30 (Б-6), 4х50 (б-4), прицел к пушкам 45 мм (ПП-9), призмы танковые, бинокли 6х30 (Б-6), стабилизаторы, силовые и телефонные кабели, колбы и лампы, прессы Бринелля. Даже спичфабрика изготавливала зажигательную смесь для противотанковых бутылок "Коктейль Молотова". Кроме собственно боеприпасов и военной техники, в Томске шили гимнастерки, солдатское белье, рукавицы, чинили полушубки, делали валенки, лыжи, волокуши для пулеметов и раненых, рыбные консервы, сухофрукты и пищевые концентраты для бойцов. Еще одной задачей, которую пришлось решать на новом месте эвакуированным заводам, были конечно же, кадры. В эвакуацию отправилась только часть сотрудников, остальных надо было набирать на новом месте и учить в кратчайшие сроки. Привлекали к работе на предприятиях школьников, учеников ремесленных училищ и студентов. Это факты из жизни Томска военного времени. Но есть ещё рассказы очевидцев, участников тех событий, которых остаётся всё меньше и меньше. И они не считали это подвигом. Говорят "Но, если, не дай бог, вы бы поступили также"
#деньпобеды
#победа
#томск
23
1 год назад
4 комментария
Если у вас ещё нет приложения
Наши социальные сети